Как сделать управленческий учет полезным для юридического бизнеса

Если вам не нравится управленческий учет, то вы просто не умеете его готовить (с). Звучит, как громкое заявление, но управленческая отчетность действительно важна для бизнеса. Она дает своевременную информацию о состоянии дел в фирме и позволяет партнерам принимать правильные решения по ее развитию.

Пример юридической фирмы PER SONA 

Цифры в управленческой отчетности юридической фирмы PER SONA показывают, что рентабельность проектов налоговой практики на 11% выше, чем в остальных, при этом доля выручки от споров по налогам в общем объеме составляет 30%. Для управляющего партнера фирмы – это сигнал задуматься о перепрофилировании и более активном развитии налоговой практики.

Отличие управленческого учета от бухгалтерского

В отличии от бухгалтерского учета, который строго регламентирован, управленческий учет в каждой компании выстраивается так, как это нужно руководителю. Например, самый распространенный показатель рентабельности продаж – прибыль по отношению к выручке – может рассчитываться в масштабах всей фирмы, отдельных практик, проектов или даже отдельных юристов. Все зависит от целей и стратегии управления.

Но как выстроить процесс учета так, чтобы он сам был «рентабельным» — занимал немного времени и при этом был полезным? Для ответа на этот вопрос обратимся к сути управленческого учета.

Метафорическая сущность управленческого учета

Вместо абстрактного понятия «управленческий учет» представьте себе большой комод со множеством маленьких ящичков. Каждый ящичек – это отдельная статья расходов или доходов фирмы. Слева хранятся записи об общехозяйственных расходах: аренде и коммунальных платежах, охране, связи, канцелярии, архиве, ПО, технике, банковском обслуживании и прочих. Они рассчитываются для всей компании, а уже после этого распределяются по практикам или подразделениям.
Кстати, порядок распределения также определяет сама компания. Кто-то делит расходы в зависимости от среднесписочного числа сотрудников: чем больше сотрудников, тем больше расходов ложится на практику. Кто-то – в зависимости от фонда оплаты труда. Кто-то смотрит на прибыль практики и распределяет расходы пропорционально этому показателю.

Справа же комод поделен на отсеки. Каждый отсек – это отдельный проект. В ящичках отсека лежат, например, записи о командировочных расходах, стоимости пошлин и взносов, стоимости услуг привлеченных консультантов.

Вместе правая и левая часть комода содержат в себе записи обо всех расходах и доходах компании за период.

Сложности в ведении управленческого учета

И кажется, все просто – есть комод, его содержимое, и владелец всегда знает, что где и в каком объеме лежит. Но это только в теории. На практике все не так гладко.
Часто комод наполняют сразу несколько человек, каждый по своим правилам и тогда, когда им удобно. Из-за этого большую часть времени в комоде заполнена в лучше случае половина ящичков и у владельца нет достоверной информации о его содержимом.

Рекомендации по эффективному учету

Как же сделать управленческий учет эффективным? Есть несколько основополагающих принципов:

1

Ответственность за ведение каждого раздела отчетности должен нести один человек. За учет административных безналичных расходов отвечает Мария, проектных наличных – Сергей, общехозяйственных – Юлия и так далее. Это сделает учет более управляемым и поможет избежать разночтений.

2

Управленческий учет должен быть регламентирован. Так партнеры и ответственные сотрудники будут всегда одинаково понимать сроки подготовки отчетов, источники информации, форму предоставления отчета и прочее.

3

Учет должен вестись в едином месте. Это экономит время на сбор и агрегацию показателей из множества файлов в единый отчет.

4

Учет намного удобнее вести в специализированной системе, например, в ProjectMate. Система помогает сохранить учет в порядке, автоматически формирует аналитические отчеты, позволяет не беспокоиться о сохранности данных. Более подробно о преимуществах можете узнать на страницах нашего сайта.

Получить консультацию

Получите консультацию о том, как автоматизировать управленческий учет в юридической фирме от ProjectMate. Расскажем и покажем на реальных кейсах.

Вывод

Управленческий учет помогает партнерам и руководителям принимать взвешенные решения о развитии компании на основе цифр. Главное – правильно организовать процесс, чтобы получать оперативно получать актуальную и достоверную информацию о состоянии компании.