В поисках идеальной биллинговой системы юридической фирмы: от стандартных офисных приложений до облачных вычислений и полной автоматизации
Евгений БАЙДАКОВ • «Авиком Бизнес Технологии» для журнала «Украинский юрист»
Сложно представить, что в 21-м веке юрфирма продолжает вести учет и выставлять счета клиентам на основе бумажных таймшитов. Компьютер стал основным рабочим инструментом юриста, а использование программных систем для учета времени и биллинга – обязательным шагом на пути к эффективности бизнеса. Но какие программные системы для этого лучше подойдут?
Как правило, юридические компании начинают свой путь поиска «идеальной» системы с использования офисных приложений.
Но, если, к примеру, компания ведет учет времени в MS Excel, учет оказанных услуг – опять же, в MS Excel, а счета выставляет с помощью бухгалтерской программы, то ни о какой эффективности речи быть не может. Применение разных инструментов в рамках единого процесса биллинга приводит к разрозненности информации и многократному переносу данных. Все это чревато потерей важных сведений, ошибками в расчетах и выставляемых клиентам счетах, сложностью контроля оплат.
Кроме того, при помощи непрофильных программ MS Word или MS Excel чрезвычайно сложно вести детальный и точный учет времени специалистов. Как итог – значительная потеря времени. Так, к примеру, по подсчетам одного из наших клиентов, затраты на внедрение профильной системы ProjectMate окупились буквально за два месяца, поскольку компания «нашла» то время, которое ранее не учитывалось и, соответственно, не включалось в счет клиенту.
Следующим вариантом, на который падает выбор юристов, является использование специализированой системы только для учета времени. С ее помощью можно существенно улучшить ситуацию с точностью и оперативностью учета. Но при этом все равно не решается проблема ручного переноса данных в бухгалтерскую систему для выставления счетов. Данные операции все также требуют значительных трудозатрат.
Не редки в юридическом бизнесе и случаи использования заказных биллинговых систем, созданных специально под требования конкретной фирмы. Такие решения отличаются явной дороговизной и значительными сроками внедрения. К тому же, часто разработчики заказной системы не могут обеспечить поддержку и дальнейшее развитие продукта.
На сегодняшний момент существуют специализированные системы, предназначенные не только для осуществления функций учета времени и биллинга, но и крупные решений, которые, помимо данных возможностей, позволяют управлять процессом ведения юридической практики.
Рынок биллинговых систем
В 2004-м году, когда компания «Авиком» выходила на рынок подобных систем в России, мы были первооткрывателями. Созданная нами система ProjectMate была единственной российской программой для юристов, позволяющей автоматизировать учет времени и биллинг.
С недавних пор на нашем рынке стали появляться решения западных компаний. Среди них программы таких фирм, как Maconomy, Elite и других. Однако в России эти продукты массового распространения так и не получили.
Связано это с тем, что помимо очевидной дороговизны и сложности (поскольку в большей степени ориентированы на крупные компании), англоязычные программы имеют еще несколько серьезных недостатков. Во-первых, данные продукты не учитывают национальные особенности ценообразования, документооборота и налогообложения. А во-вторых, у них отсутствует локальная техническая поддержка.
В Украине происходил похожий процесс с попытками использования западных решений. Однако ситуация отличается от российской, поскольку на украинском рынке предложений больше. К их числу относятся такие программные продукты как, например: Terrasoft CRM, TimeCost, LegalSvit и другие.
Рынок IT-продуктов для юридического бизнеса: тенденции и перспективы
Говоря в целом о тенденциях, которые сегодня характиризуют рынок IT-продуктов для юридического бизнеса, можно выделить три ключевые: мобильность, программное обеспечение как услуга (SaaS) и облачные вычисления.
Первый тренд – мобильность – в большей степени актуален для сотрудников юрфирм, которые отвечают за взаимоотношения с клиентами и часто бывают в командировках в рамках исполнения клиентских поручений.
Второй тренд связан с трансформацией способа покупки программного обеспечения. Сейчас компании все чаще не покупают программное обеспечение в собственность, а приобретают его как услугу или по подписке. Эта модель получила название SaaS (Software as a Service).
Третий тренд – облачные вычисления или вынесение собственной инфраструктуры (полностью или частично) в «облака» или на хостинг. Это позволяет компаниям не иметь в своем офисе оборудования, а арендовать его у провайдеров, в том числе вместе с программным обеспечением.
Если говорить о перспективах развития биллинговых систем, мы видим движение в сторону автоматизированного биллинга. На наш взгляд, идеальная биллинговая система та, что по окончанию отчетного периода в состоянии выполнить большую часть рутинной работы сотрудника. Например, не просто сформировать отчеты и счета, а отправить их по электронной почте, проконтролировать факт оплаты и, при необходимости, выслать письмо-напоминание.
Сегодня рынок юридических услуг развивается и вместе с ним развиваются продукты, которые этот рынок поддерживают, в том числе и биллинговые системы. Так что мы с оптимизмом смотрим в будущее и стремимся предоставлять юристам более качественный и эффективный программный продукт и сервис по его поддержке.